
Научно-практический рецензируемый журнал "Общественное здоровье"
Журнал включен в Перечень ВАК для публикации основных научных результатов диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук по специальности 3.2.3. Общественное здоровье и организация здравоохранения, социология и история медицины (медицинские науки).
Тематика издания многогранна: политика в области охраны здоровья, демографическая ситуация, влияние окружающей среды и питания на здоровье населения, деятельность системы здравоохранения; подготовка медицинских кадров, законодательные и нормативные акты в данной сфере. Большое внимание уделяется анализу состояния здоровья отдельных категорий населения, факторам, влияющим на здоровье, прежде всего, социальным, санитарной и эпидемиологической обстановке в различных регионах России.
Журнал публикует статьи на русском языке. Каждая статья сопровождаются содержательным резюме и метаданными на русском и английском языках.
Согласно лицензионному Договору, все в выпуски журнала будут размещены в открытом доступе на сайтах электронной библиотеки "Киберленинка" на следующих доменных именах: cyberleninka.ru, cyberleninka.net, cyberleninka.com, cyberleninka.org.
В соответствии с Договором по подключению к международной системе библиографических ссылок CrossRef, журнал безвозмездно присваивает DOI всем научным работам.
Текущий выпуск
ФАКТОРЫ РИСКА
Введение. В статье представлены результаты исследования, посвященного оценке связи употребления алкоголя с развитием неинфекционных заболеваний (НИЗ). Цель исследования: изучить индивидуальные относительные (ИОР) и популяционные атрибутивные риски (ПАР) развития НИЗ при употреблении алкоголя среди взрослого населения Российской Федерации (РФ), в том числе в зависимости от пола и интенсивности употребления алкогольных напитков. Материалы и методы. В исследовании источником данных были микроданные Выборочного наблюдения состояния здоровья населения, проведенного Росстатом в РФ в 2023 г. Опросный лист Выборочного наблюдения включал вопросы о периодичности и количестве употребления алкогольных напитков, а также о наличии у респондентов любого из 20 диагностированных НИЗ. Интенсивность употребления алкоголя оценивалась с помощью скринингового теста AUDIT (ВОЗ). Расчет ИОР и ПАР производился с использованием стандартных формул. Для исключения влияния мешающих факторов применялся стратификационный анализ. Статистическая значимость определялась с помощью критерия χ2 при р<0,05. Результаты. В 2023 г. в течение последних 12-месяцев алкоголь употребляли 49,1% взрослого населения РФ. Интенсивность употребления алкоголя была на низком уровне: с низким риском развития расстройств алкоголь употребляли 98,14% потребителей-женщин и 87,45% потребителей-мужчин. У мужчин ИОР позволил определить алкоголь в качестве фактора риска развития 10 заболеваний, у женщин – 9. Расчет ИОР, связанных с различными по интенсивности уровнями употребления алкоголя, выявил наличие дозозависимого эффекта, наиболее выраженного среди мужчин: при низком уровне у мужчин повышен риск развития 10 заболеваний, у женщин – 5; при рискованном употреблении у мужчин повышен риск развития 11 заболеваний, у женщин – 6. Интенсивное употребление алкоголя повышает у мужчин риск развития 12 заболеваний, у женщин – 7. В целом, избыточная заболеваемость, обусловленная употреблением алкоголя, была связана с 16 заболеваниями. Заключение. Снижение распространенности употребления алкоголя среди взрослого населения может существенно снизить заболеваемость НИЗ и способствовать увеличению ожидаемой продолжительности жизни.
СОЦИОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ И КОММУНИКАЦИИ
Введение. В России пациентоцентричность выделена как новое и ключевое направление требований Росздравнадзора по организации внутреннего контроля качества в медицинских организациях. Для модернизации системы здравоохранения в пациентоцентричном ключе необходимо сконцентрировать внимание на запросах самих пациентов и исследовать, какие критерии играют ключевую роль в формировании позитивного опыта взаимодействия с медицинскими организациями. Цель исследования: оценка ключевых критериев удовлетворенности пациентов медицинской помощью в амбулаторных условиях в Российской Федерации. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 1 526 респондентов. На первом этапе были проведены глубинные онлайн-интервью по методике Path Finder с 17 респондентами. На основании полученных данных был разработан новый опросник для оценки восприятия пользователями медицинской помощи в амбулаторных условиях и выявления ключевых факторов удовлетворенности. На втором этапе опросник прошли 1 509 респондентов (возраст от 35 до 65 лет, средний возраст 48,5 (± 8,3); 54,1% женщин), проживающих в городах с населением >500 тыс. человек. В исследование вошли жители 36 городов России из 8 федеральных округов. На основании полученных данных был проведен Драйвер-анализ по Джонсону с количественной оценкой уникального вклада каждого фактора. Результаты. Показано, что ключевой критерий, влияющий на удовлетворённость медицинскими организациями, оказывающими помощь в амбулаторных условиях – поведение врача. Данный критерий складывался из готовности погрузиться в проблему (18,29), индивидуального подбора лечения (10,99), а также готовности информировать пациента (10,28) и стиля общения (8,11). Также важными для респондентов были оснащение медицинской организации (5,06) и удобство процесса записи (3,89). Такие параметры как качество ремонта (1,28), доступ к электронным картам (0,80) и наличие приложения на смартфон (2,04) менее важны для пользователей. Заключение. Основные критерии, влияющие на восприятие медицинской помощи в амбулаторных условиях – это поведение и вовлеченность врача. При этом такие параметры как внешний вид медицинской организации и некоторые аспекты цифровизации имеют существенно меньшее значение для пациентов.
Введение. В нашей стране за последние годы предприняты значительные шаги в направлении развития инклюзивного образования, в том числе и в медицинских учебных заведениях. При этом остаются нерешёнными вопросы преодоления инфраструктурных, методических и психологических барьеров. Опыт ресурсного учебно-методического центра по обучению лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, поддержка со стороны государства и общественных организаций, направленные на формирование соответствующей среды, открывают перспективы для дальнейшей оптимизации учебного процесса, повышения качества подготовки медицинских специалистов и их успешного трудоустройства. Цель исследования: продемонстрировать роль и практические наработки Ресурсного центра в обеспечении доступности медицинского образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Задачи исследования: представить разработанный Ресурсным центром «Атлас медицинских профессий, доступных для овладения лицами с особыми образовательными потребностями с учётом нарушенных функций организма и дающих наибольшую возможность быть востребованными на современном рынке труда» как инструмент профориентации и планирования карьеры, раскрыть подходы к адаптации учебных программ и инфраструктуры, а также обозначить перспективы дальнейшего развития инклюзивной образовательной среды в системе здравоохранения. Материалы и методы. Для оценки уровня удовлетворенности учебной средой и внеучебными возможностями было проведено анонимное анкетирование среди сорока пяти медицинских вузов России. Было проанализировано 1 832 анкеты со средним возрастом респондентов 20,6 года. Участниками анкетирования стали студенты с различными ограничениями здоровья. Анкета включала 32 вопроса, направленных на выявление профиля респондентов, их трудностей в обучении, потребностей в технической и психологической поддержке, а также уровня удовлетворённости учебными условиями и вовлечённости во внеучебную деятельность. Результаты. По результатам анализа анкетирования предложены направления улучшения инклюзивной образовательной среды, разработки адаптированных программ и внедрения инновационных подходов, таких как Атлас медицинских профессий. Заключение. Инклюзия в образовательном процессе позволяет формировать медицинские кадры, которые лучше понимают потребности различных групп пациентов, включая тех, кто сталкивается с ограничениями по здоровью. Это укрепляет человеческое измерение медицины и способствует повышению качества медицинской помощи. Равные образовательные возможности для лиц с инвалидностью – это не только социальная ответственность, но и инструмент, позволяющий формировать современное, инклюзивное и человекоориентированное здравоохранение.
МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ
Введение. Экстракорпоральная мембранная оксигенация является крайне ресурсоёмким методом интенсивной терапии и применяется в качестве временной меры компенсации дыхательной и/или сердечной недостаточности при потенциально обратимых заболеваниях и состояниях, либо как «мост» к трансплантации пораженного органа (сердце, легкие) или применению средств долгосрочной поддержки (искусственный желудочек или желудочки сердца) его функции. Существенными событиями, которые оказали влияние на внедрение методики в широкую клиническую практику, являлись вспышки инфекционных заболеваний, характеризующихся поражением легких с развитием тяжелой дыхательной недостаточности, включая пандемию гриппа H1N1 2009–2011 гг., эпидемию коронавируса MERS-Cov 2012 г. и пандемию новой коронавирусной инфекции SARS-Cov-19 2019–2022 гг. Цель исследования: проанализировать применение ЭКМО при критических акушерских состояниях в существующих регистрах. Материалы и методы. Проанализированы данные международного регистра Extracorporeal Life Support Organization (1997–2023), данные регистра Российского общества специалистов ЭКМО «РОСЭКМО» (2011–2023) и российского Регистра КАС (2021–2023). Результаты. В регистре ELSO зарегистрировано 263 случая применения ЭКМО пациенткам акушерского профиля, выживаемость составила 70%. В регистр «РОСЭКМО» всего включено 502 случая ЭКМО (отсутствует разделение на пациенток акушерского и общего профиля) с выживаемостью 85%. В регистр «РОСЭКМО» вносятся случаи по инициативе лечащего врача, на добровольной основе. Истинная частота выживания и выписки пациентов с применением метода ЭКМО из стационара в России неизвестна, судя по отдельным источникам составляет 10–13%. Регистр КАС содержит информацию о 103 пациентках акушерского профиля с выживаемостью 32%. Заключение. По сравнению с регистрами «РОСЭКМО» и «ELSO», Регистр КАС содержит наиболее полные и достоверные данные о применении ЭКМО среди пациенток акушерского профиля. В отличие от добровольного, и поэтому субъективного (в основном вносятся случаи с благоприятным исходом) внесения данных в регистры «РОСЭКМО» и «ELSO», в Регистр КАС передаются данные о всех случаях применения ЭКМО в акушерской практике в России. Выживаемость пациенток акушерского профиля при переводе на ЭКМО выше выживаемости в общей популяции в Российской Федерации. Имеются резервы по предотвращению материнских смертей при своевременном и правильном использовании метода ЭКМО.
КАДРОВЫЕ ВОПРОСЫ
Введение. Симуляционное обучение – базовый компонент обучения, как студентов медицинской школы, так и непрерывного последипломного образования, что требует от современной системы образования и здравоохранения оценки его эффективности. Цель исследования: анализ критериев эффективности симуляционного тренинга, позволяющих его считать эффективным в краткосрочной и долгосрочной перспективах. Материалы и методы. Проведен поиск и анализ данных мировой литературы, посвященной симуляционному обучению и критериям эффективности медицинского тренинга. Результаты. В последнее время отмечен стремительный рост программ симуляционного обучения, что требует формирования критериев и индикаторов их эффективности. В ходе проведенного анализа имеющихся данных были выделены следующие критерии эффективности тренинга: кратность посещения, соответствие программы курса его целям и задачам, симуляционное оборудование, уровень комфорта участников и работа в команде. Заключение. Симуляционное обучение – это мост между теоретическими, фундаментальными знаниями и реальным клиническим опытом. Эффективность симуляционных тренинговых программ обуславливает их стремительный рост, что в условиях возрастающего числа предложений обязывает определять конкретные критерии и индикаторы их результативности.
ЭКОНОМИКА ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ
Введение. Для руководителей медицинских организаций и врачей-патологоанатомов важна информация об оплате патолого-анатомических исследований. Однако ее сравнительный анализ затруднен в силу громоздкости и различной структуры соответствующих Тарифных соглашений в субъектах Российской Федерации. Цель исследования: выполнить сравнительный анализ тарифов на оплату патолого-анатомических исследований биопсийного и операционного материала за счет средств обязательного медицинского страхования, указанных в Тарифных соглашениях Иркутской области за период 2021–2024 гг., а также соответствующих тарифов на 2024 г. в Тарифных соглашениях субъектов РФ Сибирского федерального округа. Материалы и методы. Проанализированы Тарифные соглашения Иркутской области на 2021–2024 гг. и субъектов Сибирского федерального округа за 2024 г. Рассчитана величина тарифов на патолого-анатомические исследования с учетом коэффициентов дифференциации. Результаты. Начиная с 2022 г., число тарифов на патолого-анатомические исследования в Иркутской области сократилось с 67 до 45. Однако появились тарифы, учитывающие категорию сложности материала, а также произошло в среднем трехкратное возрастание величины тарифов. В 2024 г. тарифы были проиндексированы еще на 4,5%. В рассмотренных субъектах РФ значительно различаются перечни данных тарифов, а их различия по величине достигают 18 раз. Заключение. Патолого- анатомические службы субъектов РФ в Сибирском федеральном округе работают в весьма неодинаковых экономических условиях и используют разные подходы к оплате патолого-анатомических исследований за счет средств обязательного медицинского страхования.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ АСПЕКТЫ
Введение. При проведении комплекса реанимационных мероприятий крайне важны отработка и оттачивание практических навыков и слаженная работа специалистов в команде. Цель исследования: оценить эффективность обучающей программы по оказанию реанимационной помощи доношенному новорожденному ребенку в родильном зале по принципам модифицированной системы 5 «О» на основе моделирования клинических ситуаций среди неонатологов, анестезиологов-реаниматологов республик Таджикистан, Кыргызстан и Узбекистан в рамках программы «Пути снижения материнской и младенческой смертности». Материалы и методы. Среди неонатологов, анестезиологов-реаниматологов республик Таджикистан, Кыргызстан и Узбекистан в рамках учебного курса (36 часов) «Реанимация и стабилизация новорожденных детей в родильном зале» на основе программы обучения, разработанной по принципам модифицированной системы 5 «О» (обучение, отработка практических навыков, обработка и анализ результатов, осознание, обратная связь) в начале (PRE) и в конце учебного курса (POST) проводились тестирование, оценка последовательности, корректности выполнения практических навыков, заданного сценария, дебрифинг и получение обратной связи. Результаты. Итоги тестирования до (PRE) и после (POST) обучения демонстрируют увеличение количества верных ответов на 26% (PRE56±6,4 и POST 82±5,2%; p<0,05). При первичной оценке эффективности выполнения практической части тренинга (по чек-листу) обучающиеся демонстрировали значительное повышение результативности – на 36% (PRE42±5,6 и POST 78±3,8%; p<0,05). Время от рождения ребенка до начала респираторной поддержки практически снизилось до рекомендуемых 30 секунд (PRE67±12,4 с., POST 38±5,8 с.; p<0,05), время до начала компрессии грудной клетки (PRE180±19,8 с., POST 104±12,4 с.; p<0,05), время до введения лекарственных препаратов PRE824±32,5 с., POST 362±21,6 с.; p<0,05). Заключение. Практикоориентированные обучающие программы и моделирование клинических ситуаций при оказании реанимационной помощи доношенному новорожденному в родильном зале являются безопасными, эффективными и действенными для улучшения навыков командного взаимодействия врачей.
ВОПРОСЫ ИСТОРИИ
Введение. Знаменательным событием 2024 г. является 150-летний юбилей со дня рождения выдающегося организатора здравоохранения, политического деятеля, ученого и педагога в области социальной гигиены – Николая Александровича Семашко. Цель исследования: на основе анализа опубликованных Н. А. Семашко трудов выявить основные организационные направления совершенствования лечебно-диагностической работы врачей в первой половине ХХ века. Материалы и методы. Изучение взглядов Н. А. Семашко на организацию лечебно-диагностической работы врача осуществлялось с помощью аналитического и логического методов по опубликованным им научным трудам, поиск которых проводился в Центральной научной медицинской библиотеке, Российской государственной библиотеке, электронных научных библиотеках eLibrary и CyberLeninka за период с 1918 по 1949 гг. Результаты. В процессе исследования было установлено, что Николай Александрович уделял пристальное внимание совершенствованию организации лечебно-диагностической работы при формировании новой системы здравоохранения в нашей стране. Опираясь на университетское образование, опыт работы участковым земским врачом и незаурядные способности, он успешно добивался развития эффективных направлений лечебно-профилактических мероприятий не только в деятельности больниц, поликлиник, диспансеров, санаториев, но и выполняемых медицинским персоналом на заводах, фабриках и в сельской местности. При этом ключевой фигурой в проведении лечебно-диагностической работы Н. А. Семашко считал врача, который должен знать свои обязанности и качественно их выполнять. Наряду с этим он считал важным, чтобы и общество, в свою очередь, знало права и обязанности врача и понимало пределы своих требований к нему. Заключение. Большинство из обоснованных Н. А. Семашко направлений по организации лечебно-диагностической работы врачей остаются актуальными и по сей день, в связи с чем их следует развивать в современных условиях деятельности здравоохранения.
ПОЗДРАВЛЕНИЯ
ISSN 2949-1274 (Online)