Preview

Общественное здоровье

Расширенный поиск
Том 4, № 1 (2024)
Скачать выпуск PDF

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА

4-17 336
Аннотация

Основным стратегическим элементом формируемой системы, призванным решать профилактические задачи на региональном и муниципальном уровне, стал Центр общественного здоровья и медицинской профилакти­ки (ЦОЗиМП). В статье приводится анализ деятельности ЦОЗиМП за период 2013–2022 гг. в Российской Феде­рации и предлагаются рекомендации по ее совершенствованию. Материалы и методы. В анализ включена структура ЦОЗиМП; материально-техническое оснащение; динамика обучения кадров в разрезе отдельных категорий, социологических исследований, численности и укомплектованности, средств, полученных на про­филактическую работу с населением, тиражей изданий, публикуемых ЦОЗиМП, массовая работа и консульта­тивно-оздоровительная деятельность Центра. Анализировались сведения о деятельности ЦОЗиМП согласно отчетной формы № 70 за период 2013–2022 гг. Особенности деятельности ЦОЗиМП оценивались с помощью вычислений медианного значения показателя для соответствующего года, а также процента изменений дан­ного показателя против иного периода. Результаты. Общее число структурных подразделений в ЦОЗиМП изменилось незначительно: с 560 в 2013 году до 547 в 2022 году. После реформы системы медицинской профилактики, проведенной Минздравом России в 2020 году, в регионах были сформированы центры об­щественного здоровья и медицинской профилактики, имеющие принципиально иную структуру. За период 2013–2022 гг. выявлен незначительный рост штатных должностей в ЦОЗиМП с 3720 до 3771 соответственно. С 2013 по 2022 гг. увеличилось число обученных студентов на 31,7%, но сократилось число обученных ме­диков на 45,3%. Заключение. За исследованный период ЦОЗиМП претерпели серьезные изменения. Рост числа программ и проектов, реализуемых Центрами, внушительный объем проводимой массовой работы показывает востребованность данных медицинских организаций. Однако статистическая форма, при помо­щи которой осуществляется сбор необходимой информации о деятельности ЦОЗиМП, к настоящему моменту дезактуализировалась и не соответствует основным положениям актов, регулирующих деятельность указан­ных организаций.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

18-29 175
Аннотация

Цель исследования: выявить уровень информированности и стигматизирующих факторов, влияющих на ока­зание услуг, раскрыть риск собственного заражения социальных работников и необходимость планирования мероприятий по повышению их компетенции в вопросах ВИЧ-инфекции. Материалы и методы: с исполь­зованием структурированного опросника проведено социологическое исследование среди 386 специалистов учреждений социальной защиты из 6 территорий Дальневосточного федерального округа. Средний возраст участников опроса составил 41,5 года, а стаж работы – 11,2 года. В работе использован социологический (ан­кетирование) и аналитический методы исследования. Результаты: Эпидемия ВИЧ/СПИДа является одной из актуальных медико-социальных проблем современности. Специалисты учреждений социальной защиты в своей деятельности неизбежно сталкиваются с лицами, живущими с ВИЧ. Их неудовлетворительная осведомленность о путях передачи этой инфекции, стигматизация людей с ВИЧ вызывают страхи и нежелание работать с такими получателями услуг. Оценили свои знания по проблеме ВИЧ/СПИДа как удовлетворительные 74,7% респонден­тов. Все участники были хорошо знакомы с основными путями передачи ВИЧ-инфекции, но заражение от матери к ребенку известно только 66,1% опрошенным. Отмечены ложные утверждения о возможности передачи этой инфекции через поцелуй, укусы насекомых. Среди респондентов были выявлены дефицит знаний в вопросах риска собственного заражения, тревога в отношении работы с ВИЧ-инфицированными клиентами, высокая на­стороженность при совместной работе с ВИЧ-инфицированными коллегами. Однако до 25,7% респондентов от­метили готовность оказывать помощь людям, живущим с ВИЧ. В качестве мер профилактики участники опроса назвали использование презервативов, одноразовых медицинских инструментов и предметов личной гигиены, а также отказ от внутривенного употребления наркотических веществ. Заключение: в результате исследова­ния выявлен всё ещё недостаточный уровень осведомленности по данной проблеме, на основании чего можно судить о существующей в некоторой степени стигматизации лиц, живущих с ВИЧ – клиентов, получающих социальные услуги, а также о возможности реализации риска заражения самих социальных работников. Это свидетельствует о необходимости дальнейшего мониторинга знаний социальных работников для определения приоритетов в повышении их профессиональной компетенции по проблеме ВИЧ-инфекции, а также о целесо­бразности проведения среди сотрудников социальных учреждений информационных семинаров-тренингов, способствующих приобретению практических навыков в работе с ВИЧ-инфицированными подопечными.

30-42 195
Аннотация

Цель исследования  –   комплексный социологический анализ функционирования служб ранней помощи детям до 3-х лет в   Красноярском крае. В  задачи анализа входят: 1)   изучение структуры службы ранней помощи, как социальной организации, функций ее элементов, системных связей и  отношений между ними; 2)   исследование удовлетворенности представителей клиентских семей работой служб ранней помощи; 3)  исследование субъективных представлений сотрудников служб ранней помощи и  представителей клиентских семей о  содержании и  смыслах работы служб. Авторами использованы методы социологического опроса, глубинного интервью, включенного наблюдения. На основании ряда показателей сделан вывод о  преимущественно высокой эффективности работы служб ранней помощи. Раскрыта проблемная область функционирования служб ранней помощи, которая состоит в различии понимания целей и  результатов работы с детьми со стороны клиентских семей и  специалистов службы ранней помощи. Специалисты в  качестве основной цели видят освоение детьми функциональных навыков, способствующих социализации и   самостоятельности, а затем улучшение, приобретение учебных, когнитивных навыков. Родители, напротив, часто отдают приоритет учебным навыкам при постановке целей занятий. Данное различие способно снижать удовлетворенность родителей результатами ранней помощи и  эффективность занятий. Выявлена зависимость уровня включенности родителей в  работу с   детьми совместно со специалистами служб ранней помощи от стажа занятий и возраста ребенка: чем больше стаж и  чем старше ребенок, тем менее родители вовлечены в  работу с   детьми. Произведена социальная типология представителей клиентских семей по основаниям их включенности в работу с  детьми и  отношения к  результатам работы с  ребенком.

КОММУНИКАЦИИ В СФЕРЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ

43-54 173
Аннотация

Искусство и культура могут быть инструментом, способствующим здоровью и благополучию населения. Методы, основанные на искусстве и  культуре, могут использоваться не только в  лечении заболеваний, но и  в  области укрепления общественного здоровья в качестве современных подходов к профилактике и контролю неинфекционных заболеваний. В  Российской Федерации силами Центров общественного здоровья и  медицинской профилактики проводится работа по продвижению здорового образа жизни и  профилактики факторов риска развития заболеваний, информационно-коммуникационные кампании, однако требуются новые подходы, в   нестандартном, творческом формате, которые способствуют не только информированию, но и эмоциональному вовлечению населения в  проводимые мероприятия, включая уязвимые группы населения, а  также развитию межсекторального сотрудничества между системой укрепления общественного здоровья и   культурой/искусством, выявлению лучших практик. С  этой целью был разработан всероссийский конкурс проектов «Искусство быть здоровым», применяющих искусство и  культуру в   практике укрепления общественного здоровья. В   2021  году состоялся первый конкурс, на который было подано 15 заявок. В 2023 году уже с  международным участием прошел второй по счету конкурс, на который было подано 25 заявок. Из них на конкурс было отобрано 22 проекта (10 реализуемых и  12  –   планируемых), которые соответствовали критериям отбора. Обязательным критерием является проведение оценки эффективности проектов. Первое место занял проект «Богатырские внуки» (Московская область); второе место –   проект «Здоровье в  красках» (Республика Карелия); третье место – проект «Танцуй на здоровье» (Нижегородская область). Все проекты, участвующие в  конкурсе, представляют собой доказательные подходы к  укреплению здоровья через искусство и культуру и  формируют библиотеку лучших практик.

ВОПРОСЫ ИСТОРИИ

55-63 157
Аннотация

Цель исследования: изучить медико-социальные аспекты деятельности общественных институтов города Екатеринодара в  начале ХХ в., как отражение мировых тенденций, формирующих систему общественного здоровья. Материалы и методы: в  работе использовались историко-описательный, сравнительно-исторический, проблемно-хронологический, биографический методы. Основой статьи стали доступные авторам опубликованные источники, архивные материалы. Результаты.   В   настоящее время, не подлежит сомнению, что уровень общественного здоровья зависит не только от деятельности медицинских учреждений, квалификации врачей, среднего медперсонала, но и  своевременного комплексного решения многих социальных вопросов с   участием общественных и   государственных институтов. В  статье представлены некоторые примеры формирования такого взаимодействия и   оригинальные решения насущных медико-социальных проблем в  Екатеринодаре (ныне Краснодар) конца XIX   –   начала ХХ   века. Затронуты вопросы финансирования лечебных учреждений, медицинских окладов и   пенсионного обеспечения, организации мероприятий по борьбе с  эпидемиями, формирования санитарных служб, открытие новых специализированных больничных отделений, обслуживания беднейших слоев населения. Показаны элементы просветительской работы, пути решения проблемы высокой детской смертности и  организации первой Консультации для грудных детей. Многие врачи активно участвовали в   работе местного городского самоуправления, являясь «гласными» Городской Думы и  Управы, тем самым способствуя решению многих социальных и  медицинских вопросов, в том числе проблем оплаты за лечение, разных категорий населения и   «больничных недоимок». Заключение .   Таким образом, не имея четкой государственной концепции и  программы развития здравоохранения, городское управление совместно с  медицинской общественностью демонстрировали желание и   возможность совместного решения многих медико-социальных проблем города Екатеринодара. То есть, в  этот период у  регионального социума формировались потенциальные свойства и  понимание необходимости развития системы и  сферы общественного здравоохранения.

ПОЗДРАВЛЕНИЯ



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-1676 (Print)
ISSN 2949-1274 (Online)