Preview

Общественное здоровье

Расширенный поиск

Здоровье в системе ценностей учителей: здоровьесберегающее поведение и образ жизни

https://doi.org/10.21045/2782-1676-2024-4-4-16-23

Аннотация

Введение. Эффективность образовательного процесса зависит не только от профессиональной компетентности педагога, но и от физического и психического состояния его здоровья. При лучшем исходе под вышесказанным подразумевается соблюдение им правильного образа жизни (спорт, сбалансированное питание, сон, профилактика заболеваний и т.д.), бережное отношение к собственному организму, а также формирование здоровьесберегающего поведения у обучающихся за счет демонстрации личного примера и распространения знания в рамках указанного направления.

Цель исследования: определение места здоровья в системе ценностей учителей.

Материалы и методы. Базой исследования явились общеобразовательные школы г. Москвы и Московской области. В качестве методов применялись: аналитический, социологический, статистический. Анкетирование проводилось с использованием разработанного авторами опросника, который включал в себя 69 вопросов. Опрос учителей проводился в онлайн-формате посредством ресурса https://docs. google.com/ с февраля по май 2024 г. В анкетировании приняли участие 233 учителя.

Результаты. Значительная часть педагогов (45,1%) считает собственный образ жизни здоровым, однако 40,3% опрошенных занимаются физической активностью редко, продолжительность ночного сна у половины респондентов составляет 5–6 часов, 57,9% не удается соблюдать временные интервалы приема пищи, значительная часть учителей испытывает стресс из-за работы большую часть времени. 41,2% респондентов оценивают свое текущее состояние здоровья как хорошее, наличие диагностированных врачом хронических заболеваний указали 36,5% опрошенных. Большая часть респондентов отмечает высокую важность личного здоровья для себя: 39,5% опрошенных считают его «очень важным», а 52,8% – «просто важным». Большинство учителей (98,3%) полагают, что лично отвечают за своё здоровье. Половина опрошенных педагогов указали, что ответственность за формирование образа жизни учащихся несет школа, 90,6% респондентов уверены, что существует необходимость обсуждать вопросы здоровья и здорового образа жизни в школе.

Заключение. Результаты исследования свидетельствуют о позитивной оценке состояния собственного здоровья учителями школ и демонстрируют его важность для этой категории граждан. Однако, не все из опрошенных ведут здоровый образ жизни. Для укрепления здоровья педагогов необходим комплекс мероприятий, направленный на снижение уровня стресса, популяризацию здорового образа жизни и поддержку в обращении сотрудников школ за медицинской помощью.

Об авторах

Т. А. Азаров
ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И. М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет)
Россия

Азаров Тимофей Александрович – студент

г. Москва



М. С. Микерова
ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И. М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет)
Россия

Микерова Мария Сергеевна – кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения имени Н. А. Семашко

г. Москва



Н. А. Соколов
ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И. М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет)
Россия

Соколов Никита Александрович – кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения имени Н. А. Семашко

г. Москва



Список литературы

1. Синельников И. Ю. Влияние школы на состояние здоровья учащихся: стереотипы, реалии, риски // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2016. – № 2 (29). – С. 70–83.

2. Иванова А. Н. Формирование здоровьесберегающей компетентности учащихся // Молодой ученый. – 2021. – № 3 (345). – С. 364–367.

3. Ковшова Е. С. Родители о роли школы в формировании здорового образа жизни ребенка // Наука и школа. – 2017. – № 3. – С. 31–39.

4. Малофеева Г. А. Профессиональное здоровье педагога в современном образовательном процессе // Вестник науки. – 2022. – № 7 (52). – С. 18–23.

5. Белоусова Н.А., Мальцев В. П. Здоровье учителей общеобразовательных организаций как социальная проблема качества современного школьного образования // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. – С. 423.

6. Чоросова О.М., Горохова Н. И., Иванова А. И., Ивано ва М. Д. Современное состояние профессионального развития педагогов в условиях трансформации цифрового образования // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия «Педагогика. Психология. Философия». –2020. – № 3 (19). – С. 42–48.

7. Власова В.К., Хаматвалиева Р. Р. Специфика цифровой образовательной среды вуза в обучении будущих учителей начальной школы // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 1. – С. 44.

8. Котова М.Б., Колесников В. Н., Титова М. А., Кузне цова А. С., Драпкина О. М. Ценность здоровья и здоровое поведение учителей общеобразовательных школ // Профилактическая медицина. – 2022. – 25(7). – С. 22 30. https://doi.org/10.17116/prof-med20222507122

9. Баженова Н. А. Сохранение и укрепление здоровья педагога в процессе профессиональной деятельности // Биологический вестник Мелитопольского государственного педагогического университета имени Богдана Хмельницкого. – 2015. – 5(1а). – С. 11–14.

10. Щербаков С.В., Лев Я. Б., Ожогова Е. Г. Особенности профессионального здоровья современного педагога // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. – 2019. – № 4 (25). – С. 132–136. DOI: 10.36809/2309-9380-2019-25-132-136

11. Панков В.А., Катаманова Е. В., Сливницына Н. В., Бей гель Е. А., Павлов А. Д., Винокурова А. С. Условия труда и состояние здоровья педагогов общеобразовательных организаций (обзор литературы) // Гигиена и санитария. – 2022. – № 8. – С. 940–946. DOI: 10.47470/0016-9900-2022-101-8-940-946

12. Наркевич А.Н., Виноградов К. А. Методы определения минимально необходимого объема выборки в медицинских исследованиях. // Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание]. – 2019. – 65(6):10. DOI: 10.21045/2071-5021-2019-65-6-10.


Рецензия

Для цитирования:


Азаров Т.А., Микерова М.С., Соколов Н.А. Здоровье в системе ценностей учителей: здоровьесберегающее поведение и образ жизни. Общественное здоровье. 2024;4(4):16-23. https://doi.org/10.21045/2782-1676-2024-4-4-16-23

For citation:


Azarov T.A., Mikerova M.S., Sokolov N.A. Health in the system of teachers’ values: health-saving behavior and lifestyle. Public Health. 2024;4(4):16-23. (In Russ.) https://doi.org/10.21045/2782-1676-2024-4-4-16-23

Просмотров: 352


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-1676 (Print)
ISSN 2949-1274 (Online)