Preview

Общественное здоровье

Расширенный поиск

Самооценка здоровья и структура заболеваемости студентов медицинского вуза

https://doi.org/10.21045/2782-1676-2025-5-2-50-57

Аннотация

Введение. В последние годы здоровье студенческого микросоциума вызывает серьезную озабоченность. Более 65% российских студентов имеют хронические заболевания. Кроме того, характерной чертой студенческой молодежи является недопонимание значимости состояния своего здоровья с его неадекватной оценкой. Одним из показателей отношения студентов к своему здоровью является его самооценка. Однако, субъективная оценка здоровья и его оценка по объективным данным могут не совпадать, что может привести к хроническому течению заболевания. Цель исследования: провести анализ самооценки здоровья и структуры заболеваемости студентов медицинского университета. Материалы и методы. В исследовании принимали участие студенты ФГБОУ ВО «СГМУ» Минздрава России. Анализ заболеваемости проводился по номенклатуре, согласно «Международной классификации болезней, травм и причин смерти X пересмотра». Источники информации в исследовании: отчетно-учетная документация организаций здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь студентам. Для проведения анализа отношения студенческой молодежи к своему здоровью была разработана «Анкета о состоянии здоровья студента». Проведено анонимное онлайн анкетирование 1 180 обучающихся. Результаты. При анализе анкет оценки студентами СГМУ своего здоровья выявлено, что около половины респондентов (49,2%) не предъявляют жалоб на свое самочувствие, 13,4% студентов испытывают нарушения в самочувствии, но не обращают на это внимание, редко обращаются к врачу 72,2% и не состоят на диспансерном учете 64,7%. Считают себя здоровыми 31,0% респондентов. При анкетировании 16,3% студентов СГМУ указали на наличие заболеваний эндокринной системы, 15,4% – пищеварительной системы, 13,6% – болезни глаз, 11,6% – болезни органов кровообращения. В структуре заболеваемости среди неинфекционных заболеваний у студентов-медиков лидируют болезни пищеварительной (47,3%) и нервной (22,5%) систем. Заключение. Самооценка здоровья может служить важным индикатором состояния здоровья студентов. 

Об авторах

С. С. Шевченко
ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Шевченко Светлана Сергеевна – кандидат медицинских наук, доцент кафедры инфекционных болезней у детей

г. Смоленск

 



Н. К. Тихонова
ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Тихонова Наталья Константиновна – доктор медицинских наук, профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения

г. Смоленск

 



Д. А. Петелина
ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Петелина Дарья Александровна – студентка 6 курса педиатрического факультета

г. Смоленск

 



А. Р. Юпатова
ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Юпатова Алина Романовна – студентка 6 курса педиатрического факультета,

г. Смоленск

 



О. Г. Суслакова
ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Суслакова Ольга Георгиевна – студентка 6 курса педиатрического факультета

г. Смоленск

 



Список литературы

1. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ф3 (ред. от 13.07.2015, с изм. от 30.09.2015) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступил в силу с 24.07.2015).

2. Brehm W., Wagner P., Sygusch R., Hahn U., Janke A. Health Promotion by means of Health Sport. A framework and a controlled intervention study with sedentary adults. Scandinavian Journal of Medicine and Science in Sports. 2005; 15(1): 13–20.

3. Сулима В. Н. Личностно-профессиональное развитие студентов в период обучения в высшем учебном заведении. / В. Н. Сулима // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017;(5):74–78.

4. Толмачёв Д. А., Мухаметзянов Р. Р., Минниярова А. И. Влияние учебного процесса на состояние здоровья студентов I–III курсов медицинского вуза. Modern Science. 2019; 11(4): 178–180.

5. Толмачев Д. А., Меньшиков И. В., Габутдинов К. А. Успеваемость студентов ижевской государственной медицинской академии в зависимости от их образа жизни в динамике за 2016 и 2018 гг. Синергия Наук. 2019; (31):1458–1463.

6. Бабина В. С. Проблемы здоровья студенческой молодежи. Молодой ученый 2015; (11): 572–575.

7. Артеменков А. А. Комплексная программа оздоровления студентов с дезадаптивными расстройствами. Российский медицинский журнал. 2017; (3): 142–147.

8. Миннибаев Т.Ш., Рапопорт И. К., Гончарова Г. А., Чубаровский В. В., Тимошенко К. Т. Состояние здоровья студентов и основные задачи университетской медицины. Здоровье населения и среда обитания. 2012; (3): 16–20.

9. Соколова Т. М. Самооценка здоровья студентами профессиональных и высших учебных заведений / Т. М. Соколова, А. Р. Дорохов // Международный научно-исследовательский журнал. 2021; 11 (113–3); 124–128.

10. Варламова С.Н., Седова Н. Н. Здоровый образ жизни – шаг вперед, два назад // Социологические исследования. 2010; 4 (312):75–87. 11. Решетников А. В. Социальный портрет потребителя медицинских услуг // Экономика здравоохранения. 2000; 12: 5–19.

11. Меерманова И.Б., Седач Н. Н., Большакова И. А., Калбеков Ж. А. Современное состояние и проблемы здоровья студенческой молодежи. Медицина и Экология. Караганда. 2019;2: 5–11.

12. Шубович М.М., Гринева Е. А., Бибикова Н. В. Здоровьесберегающие технологии по профилактике вредных привычек студенческой молодежи. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2018; 13(4): 80–86. https://doi.org/10.14526/2070 4798 2018 13 4 82 86

13. Усачева Л. В. Формирование здорового образа жизни студенческой молодежи // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2021. № 5 (7). С. 46–59. https://doi.org/10.54158/27132838_2021_5_46

14. Хонякова Т. В., Жадько Д. Д. Анализ распространенности вредных привычек среди студентов специального учебного отделения. Здоровье для всех: сборник статей V Международной научно-практической конференции. – Пинск: Полесский ГУ, 2013. С. 159–162.

15. Бичев В. Г. Основные составляющие здорового образа жизни человека [Текст] / В. Г. Бичев // Научный журнал «Инновации. Наука. Образование». г. Тольятти, 2020. № 17. С. 203–210.

16. Кулинич Г. Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей: 5–7 классы. – М.: ВАКО, 2013. 208 с.

17. Баранов А. А., Кучма В. Р., Звездина И. В. Табакокурение детей и подростков: гигиенические и медикосоциальные проблемы и пути решения. М.: Литера, 2012. 216 с.

18. Гонохова А. С., Замчий Т. П. Отношение студентов к вредным привычкам и способы борьбы с ними. Экологические проблемы региона и пути их разрешения: материалы XIII Международной научно-практической конференции. – Омск: ОГТУ, 2019. – С. 189–194.

19. Глыбочко П. В., Есауленко И. Э., Попов В. И., Петрова Т. Н. Здоровье студентов медицинских вузов россии: проблемы и пути их решения. Сеченовский вестник. 2017;2(28):4–1. EDN: ZHHBTZ.

20. Безряднова А.С., Липатова Л. П., Беркетова Л. В. Анализ структуры питания студентов высшей школы. Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2016;(5):153–159. https://doi.org/10.21686/2413 2829 2016 5 153 159

21. Гаджиев С. Р. Самооценка студентами медицинского университета состояния своего здоровья // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 4–1. URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18608 (Дата обращения: 18.01.2024).


Рецензия

Для цитирования:


Шевченко С.С., Тихонова Н.К., Петелина Д.А., Юпатова А.Р., Суслакова О.Г. Самооценка здоровья и структура заболеваемости студентов медицинского вуза. Общественное здоровье. 2025;5(2):50-57. https://doi.org/10.21045/2782-1676-2025-5-2-50-57

For citation:


Shevchenko S.S., Tikhonova N.K., Petelina D.A., Yupatova A.R., Suslakova O.G. Self-assessment of health and morbidity structure of medical university students. Public Health. 2025;5(2):50-57. (In Russ.) https://doi.org/10.21045/2782-1676-2025-5-2-50-57

Просмотров: 45


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-1676 (Print)
ISSN 2949-1274 (Online)