Preview

Общественное здоровье

Расширенный поиск

Выявление медико-психологических индикаторов неблагополучия у подростков для обеспечения безопасности образовательной среды и превенции ауто- и гетероагрессивного поведения

https://doi.org/10.21045/2782-1676-2021-2-1-15-26

Аннотация

Введение. Агрессивное поведение детей и подростков в образовательной среде необходимо оценивать дифференцированно в зависимости от характера его проявления и возраста ученика. Экстремальные варианты агрессии, выражающиеся в нападениях на образовательные учреждения, имеют многофакторную природу и сочетают в себе ауто- и гетероагрессивные тенденции.

Цель. Определение медико-психологических индикаторов неблагополучия у подростков, указывающих на возможность их ауто- и гетероагрессивного поведения, в том числе в образовательной среде.

Материал и методы. Качественный и описательный анализ эмпирического материала комплексных судебных психолого-психиатрических экспертиз несовершеннолетних с суицидальным и гетероагрессивным поведением.

Результаты. Описаны присущие данной категории подростков поведенческие индикаторы и типологические психологические свойства. Представлен порядок работы специалистов (педагогов, школьных и клинических психологов, социальных педагогов, психиатров) с подростками, проявляющими указанные признаки поведения. Особое внимание уделено клиническим проявлениям психических расстройств, которые могут быть обнаружены у таких подростков.

Выводы. Превенция ауто- и гетероагрессивного поведения подростков в образовательной среде, начинающаяся с фиксации описанных поведенческих индикаторов, требует последовательного включения в работу с подростками различных специалистов и их междисциплинарного и межведомственного взаимодействия.

Об авторах

Е. В. Макушкин
ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В. П. Сербского» Минздрава России
Россия

Е. В. Макушкин – д-р мед. наук, профессор, заместитель генерального директора

Москва



Е. Г. Дозорцева
ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В. П. Сербского» Минздрава России
Россия

Е. Г. Дозорцева – д-р психол. наук, профессор

Москва



Д. С. Ошевский
ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В. П. Сербского» Минздрава России
Россия

Д. С. Ошевский – канд. психол., доцент, директора

Москва



В. Д. Бадмаева
ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В. П. Сербского» Минздрава России
Россия

В. Д. Бадмаева – д-р мед. наук

Москва



Н. А. Александрова
ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В. П. Сербского» Минздрава России
Россия

Н. А. Александрова – канд. мед. наук

Москва



И. А. Чибисова
ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В. П. Сербского» Минздрава России
Россия

И. А. Чибисова – канд. мед. наук

Москва



К. В. Сыроквашина
ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В. П. Сербского» Минздрава России
Россия

К. В. Сыроквашина – канд. психол., доцент, директор

Москва



Список литературы

1. Girard L.-Ch., Tremblay R. E., Nagin D., Côté S. M. Journal of Abnormal Child Psychology (2019) 47:825–838 https://doi.org/10.1007/s10802-018-0488-5 (Accessed: 11.03.2022).

2. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 510 с.

3. Farrington D. P. Early predictors of adolescent aggression and adult violence // Violence and Victims / Eds. I. D. Waldman. Cambridge: Cambridge University Press, 1989. – Vol. 4. – P. 79–100.

4. Макушкин Е. В., Дозорцева Е. Г., Бадмаева В. Д., Ошевский Д. С. Клинико-психологические методы оценки риска совершения агрессивных действий несовершеннолетними: аналитический обзор. М.: ФГУ «ГНЦССП имени В. П. Сербского Росздрава», 2008. – 29 с.

5. Дозорцева Е. Г., Ошевский Д. С., Сыроквашина К. В. Психологические, социальные и информационные аспекты нападений несовершеннолетних на учебные заведения // Психология и право. – 2020. – Т. 10. – № 2. – C. 97–110. [Электронный ресурс] DOI:10.17759/psylaw.2020100208 (Дата обращения: 11.03.2022).

6. Бадмаева В. Д., Макушкин Е. В., Александрова Н. А., Чибисова И. А., Ошевский Д. С. Клинико-психопатологический анализ подростков-правонарушителей, совершивших социально-резонансные нападения на учебные заведения // Российский психиатрический журнал. – 2021. – № 5. – С. 40–51.

7. Министерство внутренних дел Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://media.mvd.ru/files/application/2041459 (Дата обращения: 11.03.2022).

8. Mears D. P., Moon M., Thielo A. J. Columbine Revisited: Myths and Realities about the Bullying-School Shootings Connection // Victims and Offenders. – 2017. – Vol. 12. – № 6. – P. 939–955.

9. Макушкин Е. В., Бадмаева В. Д., Дозорцева Е. Г., Сыроквашина К. В., Ошевский Д. С., Чибисова И. А., Терехина С. А. Возрастные особенности психического развития и состояния несовершеннолетних, совершивших суициды // Журнал неврологии и психиатрии им. C. C. Корсакова. – 2019. – Т. 119. – № 7–2. – С. 20–24.

10. Сыроквашина К. В., Ошевский Д. С., Бадмаева В. Д., Дозорцева Е. Г., Макушкин Е. В., Александрова Н. А., Терехина С. А., Нуцкова Е. В., Федонкина А. А., Чибисова И. А., Шкитырь Е. Ю. Факторы риска формирования суицидального поведения у детей и подростков (по результатам анализа региональных посмертных судебных экспертиз) // Психология и право. – 2019. – Т. 9. – № 1. – С. 71–84. [Электронный ресурс] DOI:10.17759/psylaw.2019090105/ (Дата обращения: 11.03.2022).

11. Langman P. (2009). Rampage school shooters: A typology. Aggression and Violent Behavior. 14(1). 79–86. URL: https://www.researchgate.net/publication/222237299 (Accessed: 11.03.2022).

12. Сыроквашина К. В. Нападения в школах: агрессивные и аутоагрессивные действия несовершеннолетних // Современная зарубежная психология. – 2019. – Т. 8. – № 3. – С. 37–44. [Электронный ресурс] DOI: 10.17759/jmfp.2019080304 (Дата обращения: 11.03.2022).

13. Гриненко У. Проблема скулшутинга в образовательной среде. // Психологические исследования. 2021. 14(80). [Электронный ресурс] https://doi.org/10.54359/ps.v14i80.109 (Дата обращения: 11.03.2022).

14. Реан А. А., Коновалов И. А., Новикова М. А., Молчанова Д. В. Профилактика агрессии и деструктивного поведения молодёжи: анализ мирового опыта. СПб: Издательско-полиграфическая компания «Коста», 2021. – 296 с.

15. Levin J., Madfis E. Mass Murder at School and Cumulative Strain. A Sequential Model // American Behavioral Scientist. – 2009. – Vol. 52. – P. 1227– 1245. DOI: 10.1177/0002764209332543 (Accessed: 11.03.2022).

16. Лангман П. Почему дети убивают. Что происходит в голове у школьного стрелка. М.: Бомбора, 2022. – 280 с.

17. Metzl J. M., MacLeish K. T. Mental illness, mass shootings, and the politics of American firearms. Am J Public Health. 2015;105(2):240:9. DOI: https://doi.org/10.2105/AJPH.2014.302242; PMID: 25496006; PMCID: PMC4318286 (Accessed: 11.03.2022).


Рецензия

Для цитирования:


Макушкин Е.В., Дозорцева Е.Г., Ошевский Д.С., Бадмаева В.Д., Александрова Н.А., Чибисова И.А., Сыроквашина К.В. Выявление медико-психологических индикаторов неблагополучия у подростков для обеспечения безопасности образовательной среды и превенции ауто- и гетероагрессивного поведения. Общественное здоровье. 2022;2(1):15-26. https://doi.org/10.21045/2782-1676-2021-2-1-15-26

For citation:


Makushkin E.V., Dozortseva E.G., Oshevsky D.S., Badmaeva V.D., Alexandrova N.A., Chibisova I.A., Syrokvashina K.V. Identification of medical and psychological indicators of trouble in adolescents to ensure the safety of the educational environment and the prevention of auto-and hetero-aggressive behavior. Public Health. 2022;2(1):15-26. (In Russ.) https://doi.org/10.21045/2782-1676-2021-2-1-15-26

Просмотров: 380


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-1676 (Print)
ISSN 2949-1274 (Online)