Эффективность разработанного тренинга «Реанимация и стабилизация доношенного новорожденного в родильном зале» в рамках проекта по снижению младенческой смертности в республиках Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан
https://doi.org/10.21045/2782-1676-2025-5-1-65-75
Аннотация
Введение. При проведении комплекса реанимационных мероприятий крайне важны отработка и оттачивание практических навыков и слаженная работа специалистов в команде. Цель исследования: оценить эффективность обучающей программы по оказанию реанимационной помощи доношенному новорожденному ребенку в родильном зале по принципам модифицированной системы 5 «О» на основе моделирования клинических ситуаций среди неонатологов, анестезиологов-реаниматологов республик Таджикистан, Кыргызстан и Узбекистан в рамках программы «Пути снижения материнской и младенческой смертности». Материалы и методы. Среди неонатологов, анестезиологов-реаниматологов республик Таджикистан, Кыргызстан и Узбекистан в рамках учебного курса (36 часов) «Реанимация и стабилизация новорожденных детей в родильном зале» на основе программы обучения, разработанной по принципам модифицированной системы 5 «О» (обучение, отработка практических навыков, обработка и анализ результатов, осознание, обратная связь) в начале (PRE) и в конце учебного курса (POST) проводились тестирование, оценка последовательности, корректности выполнения практических навыков, заданного сценария, дебрифинг и получение обратной связи. Результаты. Итоги тестирования до (PRE) и после (POST) обучения демонстрируют увеличение количества верных ответов на 26% (PRE56±6,4 и POST 82±5,2%; p<0,05). При первичной оценке эффективности выполнения практической части тренинга (по чек-листу) обучающиеся демонстрировали значительное повышение результативности – на 36% (PRE42±5,6 и POST 78±3,8%; p<0,05). Время от рождения ребенка до начала респираторной поддержки практически снизилось до рекомендуемых 30 секунд (PRE67±12,4 с., POST 38±5,8 с.; p<0,05), время до начала компрессии грудной клетки (PRE180±19,8 с., POST 104±12,4 с.; p<0,05), время до введения лекарственных препаратов PRE824±32,5 с., POST 362±21,6 с.; p<0,05). Заключение. Практикоориентированные обучающие программы и моделирование клинических ситуаций при оказании реанимационной помощи доношенному новорожденному в родильном зале являются безопасными, эффективными и действенными для улучшения навыков командного взаимодействия врачей.
Об авторах
Е. М. ХаматхановаРоссия
Хаматханова Елизавета Мухтаевна – доктор медицинских наук, магистр делового администрирования, заведующая кафедрой
непрерывного профессионального образования и симуляционных технологий, заведующая отделом образовательных симуляционных технологий в медицине
г. Москва
Д. Р. Шарафутдинова
Россия
Шарафутдинова Дияна Рашидовна – кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник, врач-анестезиолог-реаниматолог отделения реанимации и интенсивной терапии имени профессора А. Г. Антонова института неонатологии и педиатрии; ассистент кафедры дополнительного профессионального образования и симуляционных технологий; доцент кафедры неонатологии клинического института детского здоровья имени Н. Ф. Филатова
г. Москва
О. В. Теплякова
Россия
Теплякова Ольга Викторовна – кандидат медицинских наук, врач-анестезиолог-реаниматолог, неонатолог, доцент кафедры дополнительного профессионального образования и симуляционных технологий
г. Москва
К. В. Титков
Россия
Титков Константин Валентинович – кандидат медицинских наук, врач-анестезиолог-реаниматолог, неонатолог, заведующий Аккредитационно-симуляционным центром; доцент кафедры дополнительного профессионального образования и симуляционных технологий
г. Москва
Е. Л. Яроцкая
Россия
Яроцкая Екатерина Львовна – доктор медицинских наук, доцент, заведующая отделом международного сотрудничества
г. Москва
Список литературы
1. Salih Z.N.I., Draucker C.B. Facilitators of and barriers to successful teamwork during resuscitations in a neonatal intensive care unit. J Perinatol. 2019 Jul;39(7):974–982. doi: 10.1038/s41372-019-0380-3.
2. Ediger K., Rashid M., Law B.H.Y. What Is Teamwork? A Mixed Methods Study on the Perception of Teamwork in a Specialized Neonatal Resuscitation Team. Front Pediatr. 2022;10:845671.
3. Gorski S., Prokop-Dorner A., Pers M., Stalmach-Przygoda A., Malecki Ł., Cebula G., Bombeke K. The Use of Simulated Patients Is more Effective than Student Role Playing in Fostering Patient-Centred Attitudes during Communication Skills Training: A Mixed Method Study. Biomed Res Int. 2022;2022:1498692.
4. Halamek L.P. (2016) Simulation and debriefing in neonatology 2016: mission incomplete. Semin Perinatol 40:489–493.
5. Хаматханова Е.М., Марчук Н. П., Дегтярев Д. Н. Роль симуляционно-тренинговых технологий в подготовке медицинских кадров для перинатальных центров. Неонатология: новости, мнения, обучение. 2014. № 1. С. 91–94.
6. Executive Summary: 2010 American Heart Association Guidelines for Cardiopulmonary Resuscitation and Emergency Cardiovascular Care. Circulation. 2010;122(18 Suppl 3): S640–56.
7. Fanning R.M., Gaba D.M. (2007) The role of debriefing in simulation-based learning. Simul Healthc J Soc Simul Healthc 2:115–125.
8. Sawyer T., Eppich W., Brett-Fleegler M. et al (2016) More than one way to debrief: a critical review of healthcare simulation debriefing methods. Simul Healthc J Soc Simul Healthc 11:209–217.
9. Grant V.J., Cheng A. (2016) Comprehensive healthcare simulation: pediatrics. Springer International Publishing, Cham.
10. Bauchat J., Seropian M. (2020) Essentials of debriefing in simulation-based education. In: Comprehensive health care simulation: anesthesiology. Springer Nature, Switzerland.
11. Simulation in neonatal care: towards a change in traditional training? Yousef N., Moreau R., Soghier L. Eur J Pediatr. 2022;181(4):1429–1436.
12. Randomized Controlled Trial of Simulation vs. Standard Training for Teaching Medical Students High-quality Cardiopulmonary Resuscitation. McCoy C.E., Rahman A., Rendon J.C., Anderson C.L., Langdorf M.I., Lotfipour S., Chakravarthy B. West J Emerg Med. 2019 Jan; 20(1):15–22.
13. Johnston L., Oldenburg G. (2016) Simulation for neonatal extracorporeal membrane oxygenation teams. Semin Perinatol 40:421–429.
14. Kurup V., Matei V., Ray J. (2017) Role of in-situ simulation for training in healthcare: opportunities and challenges. Curr Opin Anaesthesiol 30:755–760.
15. Goldshtein D., Krensky C., Doshi S., Perelman V.S. (2020) In situ simulation and its effects on patient outcomes: a systematic review. BMJ Simul Technol Enhanc Learn 6:3–9.
16. Bender G.J. (2011) In situ simulation for systems testing in newly constructed perinatal facilities. Semin Perinatol 35:80–83.
17. Kjaergaard-Andersen G., Ibsgaard P., Paltved C., Irene Jensen H. (2021) An in situ simulation program: a quantitative and qualitative prospective study identifying latent safety threats and examining participant experiences. Int J Qual Health Care J Int Soc Qual Health Care 33: mzaa148.
18. Auerbach M., Stone K.P., Patterson M.D. (2016) The role of simulation in improving patient safety. In: Grant VJ, Cheng A (eds) Comprehensive Healthcare Simulation: Pediatrics. Springer International Publishing, Cham, p. 55–65.
19. Моисеева К.Е. Врачи неонатологи организаций родовспоможения мегаполиса: профессиональная деятельность и отношение к профессии. Российский педиатрический журнал. 2019; 22(6): 366-372.
20. United States neonatology practice survey: personnel, practice, hospital, and neonatal intensive care unit characteristics. Pollack L.D., Ratner I.M., Lund G.C. Pediatrics. 1998; 101(3 Pt 1):398–405.
21. Identifying the essential knowledge and skills for Neonatal-Perinatal Medicine: a systematic analysis of practice. Hubbard D.K. et al. J Perinatol. 2022. PMID: 35732728 Review.
22. Multidisciplinary Simulation-Based Team Training for Trauma Resuscitation: A Scoping Review. McLaughlin C., Barry W., Barin E., Kysh L., Auerbach M.A., Upperman J.S., Burd R.S., Jensen A.R. J Surg Educ. 2019;76(6):1669–1680.
Рецензия
Для цитирования:
Хаматханова Е.М., Шарафутдинова Д.Р., Теплякова О.В., Титков К.В., Яроцкая Е.Л. Эффективность разработанного тренинга «Реанимация и стабилизация доношенного новорожденного в родильном зале» в рамках проекта по снижению младенческой смертности в республиках Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан. Общественное здоровье. 2025;5(1):65-75. https://doi.org/10.21045/2782-1676-2025-5-1-65-75
For citation:
Khamatkhanova E.M., Sharafutdinova D.R., Teplyakova O.V., Titkov K.V., Yarotskaya E.L. The effectiveness of the developed training “Resuscitation and stabilization of a full-term newborn in the delivery room” within the framework of the project to reduce infant mortality in the Republics of Kyrgyzstan, Tajikistan and Uzbekistan. Public Health. 2025;5(1):65-75. (In Russ.) https://doi.org/10.21045/2782-1676-2025-5-1-65-75