Preview

Общественное здоровье

Расширенный поиск

Формирование доступной среды для медицинского образования лиц с инвалидностью: опыт РУМЦ и разработка Атласа медицинских профессий

https://doi.org/10.21045/2782-1676-2025-5-1-31-40

Аннотация

Введение. В нашей стране за последние годы предприняты значительные шаги в направлении развития инклюзивного образования, в том числе и в медицинских учебных заведениях. При этом остаются нерешёнными вопросы преодоления инфраструктурных, методических и психологических барьеров. Опыт ресурсного учебно-методического центра по обучению лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, поддержка со стороны государства и общественных организаций, направленные на формирование соответствующей среды, открывают перспективы для дальнейшей оптимизации учебного процесса, повышения качества подготовки медицинских специалистов и их успешного трудоустройства. Цель исследования: продемонстрировать роль и практические наработки Ресурсного центра в обеспечении доступности медицинского образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Задачи исследования: представить разработанный Ресурсным центром «Атлас медицинских профессий, доступных для овладения лицами с особыми образовательными потребностями с учётом нарушенных функций организма и дающих наибольшую возможность быть востребованными на современном рынке труда» как инструмент профориентации и планирования карьеры, раскрыть подходы к адаптации учебных программ и инфраструктуры, а также обозначить перспективы дальнейшего развития инклюзивной образовательной среды в системе здравоохранения. Материалы и методы. Для оценки уровня удовлетворенности учебной средой и внеучебными возможностями было проведено анонимное анкетирование среди сорока пяти медицинских вузов России. Было проанализировано 1 832 анкеты со средним возрастом респондентов 20,6 года. Участниками анкетирования стали студенты с различными ограничениями здоровья. Анкета включала 32 вопроса, направленных на выявление профиля респондентов, их трудностей в обучении, потребностей в технической и психологической поддержке, а также уровня удовлетворённости учебными условиями и вовлечённости во внеучебную деятельность. Результаты. По результатам анализа анкетирования предложены направления улучшения инклюзивной образовательной среды, разработки адаптированных программ и внедрения инновационных подходов, таких как Атлас медицинских профессий. Заключение. Инклюзия в образовательном процессе позволяет формировать медицинские кадры, которые лучше понимают потребности различных групп пациентов, включая тех, кто сталкивается с ограничениями по здоровью. Это укрепляет человеческое измерение медицины и способствует повышению качества медицинской помощи. Равные образовательные возможности для лиц с инвалидностью –  это не только социальная ответственность, но и инструмент, позволяющий формировать современное, инклюзивное и человекоориентированное здравоохранение.

Об авторах

Р. Е. Калинин
ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

 Калинин Роман Евгеньевич –  доктор медицинских наук, профессор, ректор

г. Рязань



Д. Н. Оськин
ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Оськин Дмитрий Николаевич –  кандидат медицинских наук, доцент, декан фармацевтического факультета

г. Рязань



Список литературы

1. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/9014513

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/902389617

3. Федеральный закон от 12 декабря 2023 г. № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1304280062?section=text

4. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 марта 2022 года № 174н «Об утверждении Стандарта деятельности по осуществлению полномочия в сфере занятости населения по оказанию государственной услуги по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов» – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/350264210

5. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 июля 2015 года № 527н «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи» – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/420294041

6. Указ Президента от 7 мая 2024 года № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1305894187

7. Постановление Правительства РФ от 29 марта 2019 года № 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/554102819

8. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 ноября 2015 года № 834 «Об утверждении Плана мероприятий Министерства здравоохранения Российской Федерации («дорожной карты») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг» – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/420330424

9. Атлас медицинских профессий, доступных для овладения лицами с особыми образовательными потребностями с учётом нарушенных функций организма и дающих наибольшую возможность быть востребованными на современном рынке труда: 2-е издание / Р. Е. Калинин, О. М. Урясьев, Д. Н. Оськин [и др.]; ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России – Рязань: ОТСиОП 2024. – 151 с. Режим доступа: https://disk.yandex.ru/i/5jpcazYCtjE0AA

10. Информационно-коммуникационные и ассистивные технологии в инклюзивном образовании: учебное пособие / Д. Н. Оськин [и др.]; ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России. – Рязань: ОТСиОП, 2019. – 152 с. Режим доступа: https://disk.yandex.ru/i/gNINOFqmevFxEQ

11. Методические рекомендации по использованию электронного обучения, дистанционных образовательных технологий для образовательного процесса обучающихся, относящихся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов/ Н. Г. Самойлов, А. В. Алешичева, О. В. Полякова [и др.] – Рязань: РИО РязГМУ, 2018. – 36 с. Режим доступа: https://disk.yandex.ru/i/Vyql0vpS7eF23w

12. Модификация образовательной среды для лиц с особыми потребностями: практическое руководство / Д. Н. Оськин, О. А. Крестьянинова; под ред. О. М. Урясьева, ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России. – Рязань: ОТСиОП 2021. – 121 с. Режим доступа: https://disk.yandex.ru/i/P1z9sKE9rMwWLg

13. Организация тьюторского сопровождения студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования: учебно-методическое пособие / Д. Н. Оськин, М. О. Ларина, И. М. Алмазова; ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России. – Рязань: ОТСиОП, 2024. ‒ 63 с. Режим доступа https://disk.yandex.ru/i/qq5QtN3rd42JfQ

14. Межведомственный комплексный план мероприятий по повышению доступности среднего профессионального и высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе профориентации и занятости указанных лиц» (утв. Правительством РФ 10.04.2023 № 3838п-П8) Режим доступа: https://disk.yandex.ru/i/CqztqGefUIUAKg

15. Словарь специальных медицинских терминов на русском жестовом языке / сост. Д. Н. Оськин, Т. В. Юданова, М. О. Ларина; ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России. – Рязань: ОТСиОП, 2022. – 157 с. Режим доступа: https://disk.yandex.ru/i/V2ZaAaSD6YaAUg

16. Методические рекомендации по совершенствованию организации медицинского обслуживания глухих и слабослышащих пациентов /Д.Н. Оськин, О. А. Крестьянинова, Т. В. Юданова, М. О. Ларина; ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России. – Рязань: ОТСиОП, 2022. – 36 с. Режим доступа: https://disk.yandex.ru/i/InsRhhb-4PVaTA

17. Профессиональная ориентация в системе инклюзивного медицинского образования: практико-ориентированная разработка в дополнение к Атласу медицинских профессий: 2-е издание / Р. Е. Калинин, О. М. Урясьев, Д. Н. Оськин [и др.]; ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России. – Рязань: ОТСиОП 2024. – 103 с. Режим доступа: https://disk.yandex.ru/i/ch_rcgsoO1dY3w


Рецензия

Для цитирования:


Калинин Р.Е., Оськин Д.Н. Формирование доступной среды для медицинского образования лиц с инвалидностью: опыт РУМЦ и разработка Атласа медицинских профессий. Общественное здоровье. 2025;5(1):31-40. https://doi.org/10.21045/2782-1676-2025-5-1-31-40

For citation:


Kalinin R.E., Oskin D.N. Formation of an accessible environment for medical education of persons with disabilities: the experience of the RUMC and the development of the Atlas of Medical Professions. Public Health. 2025;5(1):31-40. (In Russ.) https://doi.org/10.21045/2782-1676-2025-5-1-31-40

Просмотров: 202


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-1676 (Print)
ISSN 2949-1274 (Online)