Оценка физических факторов образовательной среды в школах Челябинской области и их влияние на адаптацию учащихся
https://doi.org/10.21045/2782-1676-2024-4-3-67-77
Аннотация
Введение. Здоровье детей и подростков является критерием взаимоотношений их организма с окружающей средой и формируется под влиянием сложного комплекса социальных, биологических и экологических факторов. Образовательные организации являются единственной системой общественного воспитания, охватывающей в течение продолжительного периода всю детскую и подростковую популяцию страны. Физические факторы внутришкольной среды влияют на физиологические процессы организма школьников и обеспечивают адаптацию к физическим нагрузкам.
Цель исследования: изучить и оценить физические факторы образовательной среды в школах Челябинской области в динамике пяти лет и адаптационный потенциал учащихся.
Материалы и методы. В работе использованы статистический, математический и инструментальный методы исследования. Изучены условия проведения занятий физической культурой в 10 школах городов Челябинской области с 2018 по 2022 гг. и проведена оценка физической работоспособности у 102 учащихся 8–9 классов. Установлено, что наибольший удельный вес составили объекты, отнесенные к среднему риску и к умеренному риску в 2020 г. – 82,8 %.
Результаты. Удельный вес образовательных организаций, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам по уровню искусственной освещенности и электромагнитных изучений оставался высоким и составил 14,2 % и 8,9 % соответственно, превышение температуры воздуха выявлено в 20 % исследуемых школ. В 60 % исследуемых школ открытые спортивные площадки не ремонтировались с момента ввода в эксплуатацию.
Заключение. У 26,7 % респондентов отмечена удовлетворительная адаптация к физическим нагрузкам, у 73,3 % (в 2,8 раза больше) респондентов отмечено напряжение механизмов адаптации. Число учащихся с избыточной массой тела и выявленным напряжением механизмов адаптации составило 66,7 %, а при недостатке массы тела этот показатель в 2,1 раза меньше и составил 28,5 %. У трети (33,3 %) респондентов с избыточной массой тела выявлена удовлетворительная адаптация, в то время как у учащихся с недостаточной массой тела этот показатель в 2,2 раза выше (71,5 %).
Ключевые слова
Об авторах
И. Г. ЗоринаРоссия
Ирина Геннадьевна Зорина, доктор медицинских наук, доцент, профессор, заведующая кафедрой
кафедра «Гигиена и эпидемиология»
Челябинск
В. Д. Соколов
Россия
Владимир Дмитриевич Соколов, кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры
кафедра «Гигиена и эпидемиология»
Челябинск
В. В. Макарова
Россия
Вероника Владимировна Макарова, ассистент
кафедра «Гигиена и эпидемиология»
Челябинск
Список литературы
1. Кучма В. Р., Сухарева Л. М., Рапопорт И. К., Шубочкина Е. И., Скоблина Н. А. Популяционное здоровье детского населения, риски здоровью и санитарно-эпидемиологическое благополучие обучающихся: проблемы, пути решения, технология деятельности // Гигиена и санитария, 2017 г. Т. 96, № 10. С. 990–995.
2. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года : Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 [Электронный ресурс] // Официальный Интернет-портал правовой информации. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/
3. Крига А. С. Внутришкольная среда и организация образовательного процесса как факторы риска здоровью школьников / А. С. Крига, М.Н. Бойко, В.В. Турбинский // Материалы XII Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей.
4. Перекусихин М. В. Проблемы санитарно-эпидемиологического благополучия общеобразовательных организаций и популяционное здоровье подрастающего поколения / М. В. Перекусихин, В. В. Васильев, Е. В. Васильев // Материалы IX Всерос. науч. – практ. конф. с междунар. участием «Актуальные вопросы анализа риска при обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей». – 2019. – С. 441–449.
5. Макарова В.В, Зорина И. Г. Результаты контроля за физическими факторами образовательной среды в организациях Челябинской области // Непрерывное медицинское образование и наука 2022, 32. Том 17. С. 24–29.
6. Кучма В. Р. Гигиенические аспекты применения светодиодных источников света для общего освещения в школах // Гигиена и санитария, 2015. № 5 (1). С. 27–30.
7. Кучма В. Р. Гигиеническая безопасность гиперинформатизации жизнедеятельности детей // Гигиена и санитария. 2017. 96 (11) С. 1056–1063.
8. Зорина И. Г., Кокшарова А. В., Макарова В. В. Адаптационные особенности детей и подростков – Челябинск: 2020. – 88 с.
9. Эрматов Н. Ж. Гигиеническая оценка организации физического воспитания в образовательных учреждениях разного типа / Н. Ж. Эрматов, С. З. Зокиржонова, Ш. С. Эргашева. – Текст : непосредственный // Молодой ученый 2017 – № 23.2(157.2). – С. 40–41.
10. Государственный доклад «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения Челябинской области в 2018 году».
11. Государственный доклад «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения Челябинской области в 2022 году».
Рецензия
Для цитирования:
Зорина И.Г., Соколов В.Д., Макарова В.В. Оценка физических факторов образовательной среды в школах Челябинской области и их влияние на адаптацию учащихся. Общественное здоровье. 2024;4(3):67-77. https://doi.org/10.21045/2782-1676-2024-4-3-67-77
For citation:
Zorina I.G., Sokolov V.D., Makarova V.V. Assessment of physical factors of the educational environment in schools of the Chelyabinsk region and their influence on students’ adaptation. Public Health. 2024;4(3):67-77. (In Russ.) https://doi.org/10.21045/2782-1676-2024-4-3-67-77